Почему отмирает культура детской свободной игры и как можно это исправить?
Развитие цифровых технологий вкупе с недостатком хорошо оборудованных детских пространств, усиленной атомизацией общества и повальной эндорфиновой зависимостью стали причиной популяризации у детей различных портативных устройств. Из-за чего родителям становится всё сложнее объяснять своим чадам, что мир за окном гораздо интереснее, чем в крохотном экранчике планшета или мобильного телефона. Постепенно это приводит к тому, что малышей на игровых площадках с каждым годом становится всё меньше. Совсем площадки, конечно же, не пустеют, однако это не отменяет того факта, что культура свободных уличных игр среди детей и подростков постепенно сходит на нет.
По словам специалистов, некоторые жилые комплексы, торговые центы и парки способны предоставить детям качественные игровые пространства, будь то детские площадки, игровые комнаты или специально выделенные парковые зоны. Однако в сравнении с остальным миром их количество невелико, к тому же большинство из них делает упор на определённую возрастную категорию и не обладает никакой другой функцией, кроме развлекательной. Сказывается дефицит качественных интерактивных музеев и образовательных площадок, арт-лабораторий и мастерских, созданных с целью расширить кругозор ребёнка и, возможно, заинтересовать его одним из будущих направлений.
Дети по своей природе очень любопытны, им хочется больше интерактивности и взаимодействия с окружающей средой. Порой для поддержания интереса им необходимо что-нибудь покрутить, потрогать, покрасить или попробовать сделать самому. Ведь в конце концов это один из способов познания окружающего мира. Однако большинство отечественных музеев и арт-пространств не могут предоставить подобный уровень интерактивности. Они по-прежнему выглядят как «витрины», на которые можно только смотреть и с которыми нельзя как-либо взаимодействовать. Собственно, это одна из причин, почему дети очень быстро теряют интерес к различных площадкам, будь то развлекательным или образовательным, и погружаются туда, где гораздо больше ярких цветов и вещей, на которые они способны повлиять – в сферу мобильных развлечений.
Понимание особенностей развития ребенка, а также богатый опыт мировых практик в области архитектуры и дизайна позволили выявить некую «формулу» успешного проекта игровой среды. В её основе лежит принцип свободной игры. Всё же не стоит забывать, что игра – базовая потребность человека, причём не только ребёнка, но и взрослого. Она не только дарит позитивные эмоции, но также позволяет людям коммуницировать, обмениваться опытом и развиваться. Конечно, парируя всё вышесказанное, некоторые взрослые могут вспомнить своё счастливое детство, в котором не было хорошо оборудованных площадок, но зато были заброшенные дома, незавершённые стройки, пустующие заводы и многое другое. Дети того времени были вынуждены придумывать себе развлечения, экспериментировать, а иногда даже рисковать, что нередко наделяло их жизненным опытом, порождало тягу к творческим экспериментам и развивало самостоятельность.
Однако время не стоит на месте и общество постепенно меняется. Текущий ритм жизни с ранним развитием не позволяет детям проводить на улице большое количество времени, а обилие жестко структурированных занятий и плотного расписания снижает возможности для творчества. Прогулки под присмотром взрослых, большие расстояния между местом учёбы и домом, а также обилие сидячих видов деятельности приводят к гиподинамии и низкой физической активности. Ухудшает положение ребёнка тот факт, что всё свободное время он посвящает гаджетам, чем также наносит себе вред.
Важность свободной игры сложно переоценить, в особенности для дошкольников. Она развивает не только творческие способности, но также зрительное, слуховое и пространственное восприятие, помогает приобретать коммуникативные и речевые навыки, способствует развитию стратегического планирования и, конечно, самостоятельности. То есть помогает обеспечить и психический, и физиологический рост ребенка. Наблюдается дефицит и свободного общения детей, в том числе в разновозрастных игровых коллективах, где они могли бы активно создавать свою субкультуру и обмениваться опытом. Всё это приводит к планомерному отмиранию культуры игры и лишает детей возможности самостоятельного и органичного развития своих способностей.
Решить проблему могло бы создание безопасных игровых зон и арт-пространств, состоящих преимущественно из природных материалов и обладающих нейтральными цветами. Это не значит, что площадки должны быть монотонными и серыми, просто яркость цветов ассоциируется у людей с ранним детством и может отпугнуть подростков, которые также нуждаются в социализации. Яркие цвета должны использоваться только в качестве элементов игры. Например, для обучения малышей названию цветов. Ну а у старших детей яркие цветовые обозначения могут способствовать в делении на команды. Кроме того, специалисты рекомендуют не зацикливаться на одних только тематических площадках, но также формировать абстрактные игровые зоны, способствующие развитию детского воображения, охватывающие разные интересы и подходящие под разные типы игры.
Положительный опыт СССР в создании уличных скульптур в виде животных, героев мультипликаций или фольклорных произведений являли собой идеальное сочетание образовательных, развлекательных и интерактивных строений. Учитывая нынешний уровень дизайнерского развития и создания качественных, а, главное, безопасных материалов, не составит большого труда заполнить детские площадки подобными скульптурами. Тем более, что они могут удовлетворять сразу нескольким потребностям: быть домиком, местом для лазания и подвижны игр или же фотозоной для детей и их родителей.
Конечно же, площадки должны учитывать интересы не только детей, но и их родителей, тем самым расширяя горизонт возможностей и увеличивая разнообразие игровых сценариев. Хорошо, если игровые пространства разделены и учитывают потребности разных возрастных групп. Например, в зонах для маленьких детей упор делается на тактильные игры и сенсорику, а в зонах для подростков формируются места для общения, пространство для пинг-понга, столы для настольных игр и творчества.
#РКПБ #РКПБимениВМБехтереваМинздраваТатарстана #Казань #Детство #Игры
Развитие цифровых технологий вкупе с недостатком хорошо оборудованных детских пространств, усиленной атомизацией общества и повальной эндорфиновой зависимостью стали причиной популяризации у детей различных портативных устройств. Из-за чего родителям становится всё сложнее объяснять своим чадам, что мир за окном гораздо интереснее, чем в крохотном экранчике планшета или мобильного телефона. Постепенно это приводит к тому, что малышей на игровых площадках с каждым годом становится всё меньше. Совсем площадки, конечно же, не пустеют, однако это не отменяет того факта, что культура свободных уличных игр среди детей и подростков постепенно сходит на нет.
По словам специалистов, некоторые жилые комплексы, торговые центы и парки способны предоставить детям качественные игровые пространства, будь то детские площадки, игровые комнаты или специально выделенные парковые зоны. Однако в сравнении с остальным миром их количество невелико, к тому же большинство из них делает упор на определённую возрастную категорию и не обладает никакой другой функцией, кроме развлекательной. Сказывается дефицит качественных интерактивных музеев и образовательных площадок, арт-лабораторий и мастерских, созданных с целью расширить кругозор ребёнка и, возможно, заинтересовать его одним из будущих направлений.
Дети по своей природе очень любопытны, им хочется больше интерактивности и взаимодействия с окружающей средой. Порой для поддержания интереса им необходимо что-нибудь покрутить, потрогать, покрасить или попробовать сделать самому. Ведь в конце концов это один из способов познания окружающего мира. Однако большинство отечественных музеев и арт-пространств не могут предоставить подобный уровень интерактивности. Они по-прежнему выглядят как «витрины», на которые можно только смотреть и с которыми нельзя как-либо взаимодействовать. Собственно, это одна из причин, почему дети очень быстро теряют интерес к различных площадкам, будь то развлекательным или образовательным, и погружаются туда, где гораздо больше ярких цветов и вещей, на которые они способны повлиять – в сферу мобильных развлечений.
Понимание особенностей развития ребенка, а также богатый опыт мировых практик в области архитектуры и дизайна позволили выявить некую «формулу» успешного проекта игровой среды. В её основе лежит принцип свободной игры. Всё же не стоит забывать, что игра – базовая потребность человека, причём не только ребёнка, но и взрослого. Она не только дарит позитивные эмоции, но также позволяет людям коммуницировать, обмениваться опытом и развиваться. Конечно, парируя всё вышесказанное, некоторые взрослые могут вспомнить своё счастливое детство, в котором не было хорошо оборудованных площадок, но зато были заброшенные дома, незавершённые стройки, пустующие заводы и многое другое. Дети того времени были вынуждены придумывать себе развлечения, экспериментировать, а иногда даже рисковать, что нередко наделяло их жизненным опытом, порождало тягу к творческим экспериментам и развивало самостоятельность.
Однако время не стоит на месте и общество постепенно меняется. Текущий ритм жизни с ранним развитием не позволяет детям проводить на улице большое количество времени, а обилие жестко структурированных занятий и плотного расписания снижает возможности для творчества. Прогулки под присмотром взрослых, большие расстояния между местом учёбы и домом, а также обилие сидячих видов деятельности приводят к гиподинамии и низкой физической активности. Ухудшает положение ребёнка тот факт, что всё свободное время он посвящает гаджетам, чем также наносит себе вред.
Важность свободной игры сложно переоценить, в особенности для дошкольников. Она развивает не только творческие способности, но также зрительное, слуховое и пространственное восприятие, помогает приобретать коммуникативные и речевые навыки, способствует развитию стратегического планирования и, конечно, самостоятельности. То есть помогает обеспечить и психический, и физиологический рост ребенка. Наблюдается дефицит и свободного общения детей, в том числе в разновозрастных игровых коллективах, где они могли бы активно создавать свою субкультуру и обмениваться опытом. Всё это приводит к планомерному отмиранию культуры игры и лишает детей возможности самостоятельного и органичного развития своих способностей.
Решить проблему могло бы создание безопасных игровых зон и арт-пространств, состоящих преимущественно из природных материалов и обладающих нейтральными цветами. Это не значит, что площадки должны быть монотонными и серыми, просто яркость цветов ассоциируется у людей с ранним детством и может отпугнуть подростков, которые также нуждаются в социализации. Яркие цвета должны использоваться только в качестве элементов игры. Например, для обучения малышей названию цветов. Ну а у старших детей яркие цветовые обозначения могут способствовать в делении на команды. Кроме того, специалисты рекомендуют не зацикливаться на одних только тематических площадках, но также формировать абстрактные игровые зоны, способствующие развитию детского воображения, охватывающие разные интересы и подходящие под разные типы игры.
Положительный опыт СССР в создании уличных скульптур в виде животных, героев мультипликаций или фольклорных произведений являли собой идеальное сочетание образовательных, развлекательных и интерактивных строений. Учитывая нынешний уровень дизайнерского развития и создания качественных, а, главное, безопасных материалов, не составит большого труда заполнить детские площадки подобными скульптурами. Тем более, что они могут удовлетворять сразу нескольким потребностям: быть домиком, местом для лазания и подвижны игр или же фотозоной для детей и их родителей.
Конечно же, площадки должны учитывать интересы не только детей, но и их родителей, тем самым расширяя горизонт возможностей и увеличивая разнообразие игровых сценариев. Хорошо, если игровые пространства разделены и учитывают потребности разных возрастных групп. Например, в зонах для маленьких детей упор делается на тактильные игры и сенсорику, а в зонах для подростков формируются места для общения, пространство для пинг-понга, столы для настольных игр и творчества.
#РКПБ #РКПБимениВМБехтереваМинздраваТатарстана #Казань #Детство #Игры
Источник: https://vk.com/wall-205843144_641
Пост №23521, опубликован 8 сен 2023