ТРЕЗВОСТЬ КАК НОРМА
Алкоголь нынче не в моде — за последние 20 лет доля непьющих россиян выросла почти вдвое. Трендсеттеры трезвого образа жизни — зумеры и младшие миллениалы.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о том, как за последние 20 лет изменились практики потребления алкоголя в России.
В России наблюдается заметный сдвиг в культуре потребления алкоголя. Все больше людей демонстрируют приверженность трезвому образу жизни, что обусловлено совокупностью различных факторов — сменой поколений, активизацией антиалкогольной политики, модой и другими. Согласно результатам свежего опроса ВЦИОМ, доля абстинентов (тех, кто вообще не потребляет спиртные напитки) в нашей стране практически сравнялась с долей текущих потребителей алкоголя (48% и 52% соответственно), тогда как 20 лет назад последних было чуть ли не втрое больше, чем трезвенников (73% против 27%).
Согласно имеющимся данным, слом советской, или «водочной, модели потребления спиртных напитков наблюдался уже в начале 2000-х. Говоря об алкогольных предпочтениях россиян в те годы, на ум приходят строки из песни «Губит людей не пиво, губит людей вода». А все потому, что именно этому хмельному напитку в 2004 г. отдавал предпочтение почти каждый второй — 47%. А вот вино и водку на заре XXI века россияне любили одинаково, их употреблял каждый третий (по 33%). В наше время за внимание потребителей по-прежнему борются эти три алкогольных напитка. Однако на фоне увеличения доли трезвенников их прежняя популярность поблекла: потребителей вина сегодня насчитывается 19% (–14 п.п. с 2004 г.), потребителей пива — 18% (–29 п.п.), водки — 11% (–22 п.п.).
Другими словами, сегодня в российском обществе еще сильнее прослеживается переход к южному типу потребления алкоголя, характеризующемуся преобладанием легких алкогольных напитков, как правило пива и вина. Если в 2004 г. водка еще могла составить им конкуренцию, то сегодня — с большим трудом. В случае с другими крепкими спиртными напитками ситуация осталась неизменной: коньяк, виски, ром и джин как были в меньшем почете у россиян, так и остались.
Алкогольные предпочтения имеют четко выраженную гендерную специфику. «Мужскими» напитками можно назвать пиво (25% против 13% женщин), а также крепкий алкоголь — водку (19% против 5%), виски (5% против 1%) и коньяк (9% против 5%), «женскими» — только вино (26% против 11% мужчин). Потребителей вина также отличает наличие высшего образования (26%) и хорошее материальное положение (24%). Доля не пьющих алкоголь россиян за последние 20 лет выросла в 1,8 раз, с 27% до 48%. Отчетливее всего влияние строгих культурных и религиозных норм на паттерны потребления алкоголя можно наблюдать на примере Северо-Кавказского федерального округа — самого непьющего региона страны. Доля трезвенников там составила рекордные 71%, в то время как в других регионах России показатель колеблется от45% до 50%.
Помимо региона проживания приверженность трезвому образу жизни обусловлена полом, уровнем достатка, местом работы. Россияне, не употребляющие алкогольные напитки, — чаще женщины (53% против 43%мужчин), представители двух младших (54–61%) и самого старшего поколений (56%), а также работающие в бюджетных организациях (51% против 39% среди работников коммерческих структур).
Полностью этот интересный материал можно прочитать в новом номере бюллетеня «Феникс» (https://www.centrera.ru/news/359.html). На страницах издания опубликованы также исследование о влиянии классической музыки на жизнь человека, материалы древнеегипетского года, обзоры литературы и художественных произведений.
Алкоголь нынче не в моде — за последние 20 лет доля непьющих россиян выросла почти вдвое. Трендсеттеры трезвого образа жизни — зумеры и младшие миллениалы.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о том, как за последние 20 лет изменились практики потребления алкоголя в России.
В России наблюдается заметный сдвиг в культуре потребления алкоголя. Все больше людей демонстрируют приверженность трезвому образу жизни, что обусловлено совокупностью различных факторов — сменой поколений, активизацией антиалкогольной политики, модой и другими. Согласно результатам свежего опроса ВЦИОМ, доля абстинентов (тех, кто вообще не потребляет спиртные напитки) в нашей стране практически сравнялась с долей текущих потребителей алкоголя (48% и 52% соответственно), тогда как 20 лет назад последних было чуть ли не втрое больше, чем трезвенников (73% против 27%).
Согласно имеющимся данным, слом советской, или «водочной, модели потребления спиртных напитков наблюдался уже в начале 2000-х. Говоря об алкогольных предпочтениях россиян в те годы, на ум приходят строки из песни «Губит людей не пиво, губит людей вода». А все потому, что именно этому хмельному напитку в 2004 г. отдавал предпочтение почти каждый второй — 47%. А вот вино и водку на заре XXI века россияне любили одинаково, их употреблял каждый третий (по 33%). В наше время за внимание потребителей по-прежнему борются эти три алкогольных напитка. Однако на фоне увеличения доли трезвенников их прежняя популярность поблекла: потребителей вина сегодня насчитывается 19% (–14 п.п. с 2004 г.), потребителей пива — 18% (–29 п.п.), водки — 11% (–22 п.п.).
Другими словами, сегодня в российском обществе еще сильнее прослеживается переход к южному типу потребления алкоголя, характеризующемуся преобладанием легких алкогольных напитков, как правило пива и вина. Если в 2004 г. водка еще могла составить им конкуренцию, то сегодня — с большим трудом. В случае с другими крепкими спиртными напитками ситуация осталась неизменной: коньяк, виски, ром и джин как были в меньшем почете у россиян, так и остались.
Алкогольные предпочтения имеют четко выраженную гендерную специфику. «Мужскими» напитками можно назвать пиво (25% против 13% женщин), а также крепкий алкоголь — водку (19% против 5%), виски (5% против 1%) и коньяк (9% против 5%), «женскими» — только вино (26% против 11% мужчин). Потребителей вина также отличает наличие высшего образования (26%) и хорошее материальное положение (24%). Доля не пьющих алкоголь россиян за последние 20 лет выросла в 1,8 раз, с 27% до 48%. Отчетливее всего влияние строгих культурных и религиозных норм на паттерны потребления алкоголя можно наблюдать на примере Северо-Кавказского федерального округа — самого непьющего региона страны. Доля трезвенников там составила рекордные 71%, в то время как в других регионах России показатель колеблется от45% до 50%.
Помимо региона проживания приверженность трезвому образу жизни обусловлена полом, уровнем достатка, местом работы. Россияне, не употребляющие алкогольные напитки, — чаще женщины (53% против 43%мужчин), представители двух младших (54–61%) и самого старшего поколений (56%), а также работающие в бюджетных организациях (51% против 39% среди работников коммерческих структур).
Полностью этот интересный материал можно прочитать в новом номере бюллетеня «Феникс» (https://www.centrera.ru/news/359.html). На страницах издания опубликованы также исследование о влиянии классической музыки на жизнь человека, материалы древнеегипетского года, обзоры литературы и художественных произведений.
Источник: https://vk.com/wall-31420012_1474
Пост №40041, опубликован 9 окт 2024